|
|
|||
|
||||
Зачем прощать, если Бог судит по милости? Можно не напрягаться! (из блога Наталии Четвериной)+3
23.10.2014
добавлен 28.10.14 12:51
Передача неожиданно началась с сообщения от Георгия. Оказалось, что он и есть наш «Одинокий лист на ветру», который обратился к нам сегодня днем, в передачу Надежда для души:
«...неожиданно было что как будто про меня почувствовали и выразили то, что я сам не мог. Не выходило. Странное ощущение. Сижу у компа и как какую-то тяжесть с меня сняли или я гору с плеч сбросил. Даже не врубаюсь как это случилось и что. Не знал что такую тяжесть носил. Так и просидел эти два часа. Деда вспоминал, молился». Неожиданным это было и для нас. Мы с Сергеем даже не догадывались какой тяжестью была для нашего слушателя смерть его дедушки, который был ему «и за деда, и за отца» как писал Георгий в своих сообщениях на передачу Надежда для души. Он, тогда еще ребенок, молился за дедушку и просил Господа исцелить его. А любимый дедушка умер. Об этом Георгий и написал нам днем. Но то, что и до сего дня он нес в себе боль и тяжесть утраты с такой силой, мы не могли предположить. Днем кто-то позвонил на передачу и сказал, что Бог не отвечает на молитвы грешных. Видимо, по мысли позвонившего, мальчик был грешен, и потому Бог не ответил на его молитвы, и дедушка умер... То есть в том, что дедушка умер, есть вина мальчика. И вполне возможно, что и в церкви тогда кто-то мог сказать ему, ребенку, нечто подобное. Отсюда и могла быть та неимоверная тяжесть, которую нес на себе этот уже вполне взрослый человек. И в своем следующем сообщении он это подтвердил: «Про церковь вы говорили, что я дома один. Надо в церковь. Не знаю. Трудно. Слишком многое вспоминается. Я так косвенно об этом написал еще днем. Конкретно не хочу, считаю это будет мелочность. Что было то было. Но больше такого не хочу. Все же что храм, что дом молитвы это особенные места. Но люди и там не всегда на высоте себя держат. Вот я через послание вам приоткрыл свои переживания, вы поняли. Как-то почувствовали. А когда в церкви попробовал. Лицом к лицу, ко мне так примерно и отнеслись как кто звонили мужчины. „Ты такой, ты сякой, да ты сам... ты должен, пусть он (это про меня) делает то, да делает это........“. И сейчас непросто такое слышать. А уж тогда.............». И опять я думаю, да что же это с нами происходит? Как взрослый человек может сказать другому, кто переживает утрату дорогого для него человека, что ты плохо молился, или ты грешный, Бог потому и не отвечает на твои молитвы... Даже взрослому такое сказать в период скорби — жестоко. Тем более ребенку... Это что, такое душевное омертвение? Но возможно ли, чтобы душа верующего человека была омертвевшей? — нет конечно. И сразу вспоминают слова, чтобы мы проверяли себя, в вере ли мы... Как много случаев, которые не только приоткрывают наше духовное и душевное состояние, а прямо извлекают на свет наше нечистое, чтобы невозможно было не заметить. Чтобы для нас стало явным наше несоответствие тому, о чем говорит Господь и апостолы. Но удивительное дело, мы все равно ухитряемся этого не видеть. Может так сосредоточены на других, что на себя посмотреть совершенно нет ни времени, ни сил. А может просто нет у нас такого желания? Думала об этом во время дневной передачи — Надежда для души, и во время передачи о прощении. Думаю сейчас. Пытаюсь представить себя в состоянии, когда ничто во мне не отзывается на переживания находящегося рядом человека. Может такое быть? Наверное да. Правда, чтобы совсем ничего не отзывалось, такого я не помню. Но бывало, что не так, чтобы очень. И вот, ставя себя «в предлагаемые обстоятельства», прислушиваюсь к себе. И знаете, не нахожу в себе желания говорить что-либо. Может быть только уместные в таких обстоятельствах слова соболезнования. Видимо поэтому мне трудно понять тех, кому до человека дела нет, а просто есть желание «поделиться своими соображениями». Зачем? Или прямо так распирает? Озарением свыше даровано откровение? Что-то, о чем мир еще не слышал и потому нужно срочно поведать ему об этом? А то поздно будет? А как же заповедь возлюбить ближнего как самого себя. Или- чтобы мы поступали с другими людьми так, как хотим для себя. Неужели есть среди нас такие, кто хотел бы услышать при таких обстоятельства, что «... ты потерял родного человека, но ты сам виноват, потому что плохо молился». Или «...ты грешник, а Бог не отвечает на молитвы грешных». Кстати, в связи с этим у меня еще один вопрос возникает. Если Бог не отвечает на молитвы грешных, то тогда на чьи молитвы Он отвечает? В Библии же написано — «нет праведного ни одного, все согрешили и лишены славы Божьей». То есть человек действительно считает, что Бог вообще на молитвы не отвечает? Но во-первых это ложь! И в Библии очень много сказано о том, что Он слышит все молитвы. Господь говорит — «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные...». А во-вторых, не думаю, что человек на самом деле так думает. Просто, скорее всего об этом он вообще не подумал. Или так спешил «поделиться соображением», что не успел подумать. Так ведь бывает иногда. И наверное многие из нас легко вспомнят нечто похожее в своей жизни. Это может быть не связано с церковью и верующими... В жизни мы оказываемся в разных обстоятельствах, с разными людьми. Разве не случалось у нас, что мы спешили высказаться, а потом жалели о своих словах? А еще я обратила внимание на следующее явление. Я ведь занимаюсь служением уже около 24 лет, поэтому какие-то наблюдения могла сделать... Многие знают большое число библейских стихов наизусть. Это замечательно! Когда ситуация внешне вроде бы подходит, сразу в памяти всплывает «нужный» стих. И человек озвучивает его. Забыв о других стихах, которые тоже есть в Библии, и которые с этим стихом не согласовываются в данных обстоятельствах. И проблема совсем не в том, что Библия сама себе противоречит. Просто недостаточно выучить библейские стихи, нужно видеть, чувствовать гармонию между ними. Все внутренние взаимосвязи. А это не получается наскоком. Именно поэтому люди, даже имеющие специальное образование, годами, на протяжении всей жизни не просто читают Библию, а изучают ее. И тогда происходят удивительные вещи. Вроде бы ты исследуешь одно место Писания и, по мере углубления в него, тебе открываются новые смыслы. Вдруг и другие стихи и места Писания начинают открываться в новом свете. И возникает такая цепочка из библейских стихов и отрывков. В такие моменты всегда испытываешь потрясающие ощущения и огромную радость! Душа сама начинает славить Господа! Очень радостно за Георгия, что сбросил тяжесть с души. И очень надеюсь, что и следующий шаг тоже сможет сделать. Я говорю о прощении. Сможет простить тех людей, кто своими «поучениями и проповедями» тогда «поспособствовал» уходу Георгия из церкви. Вообще найдет в себе силы и любовь, чтобы простить людям их несовершенства. Это ведь и к каждому из нас относится. Ну а если у нас таких сил нет или их недостаточно, то тогда мы можем обратиться к Богу и просить их у Него. И Писание утверждает, что Господь даст нам и силу, и мудрость, причем будет давать с щедростью. Так что дело за нами. Были еще два вопроса. Первый от Лауры. Она в связи с разговором в одной из предыдущих передач о похоти плоти, похоти очей и гордости житейской применительно нашей сегодняшней жизни, написала: «...многое встает на свои места и становится понятно. Духовная подоплека происходящего. И не только с захватами храмов, а вообще, в целом. А как думаете, может конфликты, предательство, обиды, тоже корнями в духовной войне? Только тогда как быть с прощением. Если люди встали на сторону сатаны и воинства его?» То есть, если люди встали на сторону «сатаны» — должны ли мы их прощать? А то может уже и не надо...? И второй вопрос задал Мартин: «А что мы все „надо прощать, да надо прощать“. Вроде если мы не будем прощать и Бог нас не простит. Но ведь сказано же что Бог судит не по справедлив ости, а по милости. То есть по милосердию. Ведь так? Значит можно не напрягаться». Лихо, да? Сразу в памяти всплывают слова: «Лукаво сердце человеческое и более всего испорчено». Я рассказала об очень интересном понимании вопроса суда и милосердия Божия. Но для этого нужно знать смысл древних слов. В частности древнееврейского слова «дин» и стоящего за ним понятия. Как-то я уже приводила это высказывание рабби (или равви) Акивы, очень известного мудреца и учителя, жившего в 1-2 веках н.э. — «Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости». Я приводила это высказывание в связи с разговором о соотношении воли человека и воли Бога. О предопределении и о свободе. А сейчас, в свете рассуждений Мартина, уместно вспомнить вторую часть этого выражения — «а мир судится по благости». Для человека неверующего это может показаться парадоксальным. Как это, судить по благости, по милости..., а как же закон? Не получиться ли в таком случае, что суд будет уж очень лицеприятным и субъективным. Одного будут судить в основном по милости, а другого — по закону. Где же тут правда и справедливость? Где правосудие? Так вот, «Дин», суд или правосудие, выражает одно из главных качеств Бога, Творца — Его строгость, которая отмеряется с точностью до миллиметра. «Дин» не допускает никаких уступок и поблажек; он абсолютен. «Дин» означает, что за грехи следует неотвратимое наказание полной мерой, без исключений и прощений! Поэтому «благость» невозможна в концепции «дин». Если к абсолютной строгости примешано нечто дополнительное, это уже не «дин». Если к мере суда добавлена «благость и милость», такая мера теряет абсолютность; а то, что не абсолютно, —не может называться «дин», быть качеством Бога. Как же это совместить — суд и милосердие Божие? Уже в самом Творении содержится комбинация этих начал: когда появился мир, который был «хорош весьма», Богу пришло в голову создать мир с мерой «дин», но Он увидел, что на одной лишь основе чистого суда мир не сможет выжить. Потому что такой мир не потерпит ни малейшей человеческой ошибки или слабости. Даже самый малый грех приведет к немедленному уничтожению грешника. Таков смысл понятия «дин». Грех — это состояние конфликта с Богом, стремление противоречить Его ясно выраженной воле. И если воля Творца формирует саму суть жизни, значит грех (стремление противоречить Его воле) означает выход за рамки жизни. Т.е. любой грех неизбежно ведет к подрыву жизненных основ и к неминуемой и немедленной смерти. Поэтому, чтобы сохранить человечество, со всеми его слабостями и изъянами, Бог к правосудию добавил милосердие. Так учили древние мудрецы и так учат сейчас современные раввины. Очень важно правильно понять это. В чем смысл идеи, что Бог «хотел» создать мир только с мерой правосудия, но потом «передумал»? Это что, У Бога тоже есть «первая мысль» и та «хорошая мысль, что приходит опосля»? На самом деле, идея проста: мир действительно был создан на базе правосудия; это правосудие не ослабляется и не отменяется. «Рахамим — милосердие», добавляется для обеспечения жизнеспособности этого мира и населяющих его людей. Парадокс в том, что, несмотря на это «дин — суд, правосудие» — остается «дин». Бог не заменил меру суда на милость. Другими словами, исходный план Сотворения мира на базе «суда» остается в силе, но тот мир, в котором мы живем, функционирует с мерой милосердия. Причем люди не в состоянии понять это сочетание. Одни говорят, что Бог строг и требователен и никаких поблажек нет и быть не может. Другие — что Бог благ, милостив, полон любви... И те и другие выделяют лишь одну грань, не видя другой. То есть дают искаженное представление о Боге. В основе Творения лежит такой исходный парадокс: мы ощущаем милосердие «второго шанса», т.е. нам дана возможность исправить ошибки и продолжать жить, несмотря на грехи, но не за счет компромисса с мерой правосудия. Каждая деталь, каждый нюанс нашего поведения подвергается строгому и предельно точному суду. «Мир судится по благости». Но суд всегда точен и потому тот, последний, суд называют Страшным. И потому для нашего спасения было необходимо воплощение Господа на земле. Его жертва на кресте. Его праведность... Ошибается Мартин, когда думает, что можно «не напрягаться». Сказано, что «... Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф 11:12.). Господь предупреждает нас — «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13).
Скачать mp3-файл (22.6 Мб, 64 kbps)
обращений: 93
|
Авторская передача Наталии Четвериной о том, как научиться непростому искусству прощения.
Выходит с 9 августа 2013 года Подкастов: 111 Подписчиков: Последняя запись: 25 декабря 2015 года |
|